Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.750 | 45.430 | 44.968 |
Большинство ведущих стран вкладывают огромные средства в качественные, безопасные и долговечные дороги. Какое будущее водителям готовят новые технологии?
Тихие дороги из резины
Эксперименты по созданию дорожного покрытия из резины проводились давно. Первые – около ста лет назад в Великобритании, когда на мостовую сверху “одевали” резину, чтобы снизить уровень шума. Такая практика не прижилась, хотя идея была правильная.
Спустя столетие об этой идее вспомнили поляки. В 2015 году местные производители асфальта придумали способ производства битума с добавлением резины. Иначе говоря, разработали и внедрили массовое строительство резиновых дорог.
При выработке битума, материала для строительства верхних слоев дорожного покрытия, добавляется резиновая крошка, полученная при переработке автомобильных шин.
Шины разбирают, измельчают и в жидком состоянии добавляют к битуму. Так получается резинотехническое битумное вяжущее вещество для строительства дорог. Для выработки смеси на один километр дороги нужно 400-1200 использованных шин.
Этот метод имеет несколько очевидных преимуществ, которые отмечают поляки. Об этом рассказал руководитель ассоциации асфальтовых подрядчиков Польши Анджец Вышинский.
Во-первых, это экологически полезно: при переработке резину не сжигают, что вредно для природы, а перерабатывают с минимальным количеством отходов.
Во-вторых, этот компонент придает смеси вязкости, поэтому покрытие становится устойчивым к растрескиванию, старению и низким температурам. Это повышает срок эксплуатации дорог и экономит средства на их содержание и ремонт. Добавление 15% крошки в состав асфальта увеличивает долговечность покрытия на 15-20 лет.
В-третьих, добавленная к асфальту резина уменьшает шум от движения автомобилей на 3-6 децибел по сравнению с традиционными дорогами, что делает более комфортным проживание людей в населенных пунктах, расположенных вдоль трасс.
Поляки уже построили более 200 км тихих дорог. В Украине проблему шума все еще пытаются решать установлением недешевых звукоизоляционных экранов. Как утверждают украинские технологи, “резиновые” дороги можно строить и в Украине.
Другая европейская страна – Голландия – планирует использовать в дорожном строительстве отходы пластика. Инновационный концепт PlasticRoad предложила компания VolkerWessels. Она предлагает строить сплошные блоки с отверстиями для коммуникаций, которые затем будут заключать в подготовленные траншеи как конструктор.
Это позволит полностью отказаться от слоисто-насыпного метода строительства и существенно облегчит последующий ремонт и эксплуатацию дорог. Производить плиты будут из переработанного пластикового мусора. Компания не забывает об экологической ситуации и предлагает использовать материал из свалок.
Разработчики обещают, что новые дороги будут более выносливыми, чем обычные. Они выдерживать температуру от -40 градусов до +80 градусов и подходят для прокладки на любом типе почвы. Также пластиковые трассы будут менее чувствительными к коррозии и повреждениям и смогут служить в три раза дольше, чем обычные асфальтированные дороги.
Детальной технологии строительства таких дорог в свободном доступе еще нет, однако компания обещает в ближайшее время начать реализовывать этот проект в Роттердаме. Если эксперимент окажется успешным, технология будет распространяться.
“Укравтодор” ничего подобного пока не планирует, потому что, как говорят его представители, финансирования не хватает даже на ямочный ремонт.
Американские хайвеи – прекрасный пример долговечности дорог. В США бетонные пути составляют 60% всех автомагистралей в стране, в Европе – около 40%. В США до сих пор существует первая бетонная трасса, построенная в 1930-х годах в штате Индиана.
Сейчас технология прокладки бетонных дорог настолько популярна, что ее используют для массового строительства во всем мире. Прокладывать “бетонки” непросто, но большие затраты окупаются благодаря долговечности этих путей.
Сначала копают траншею глубиной 1 метр. Далее вкладывают подушку из гравия, песка или глины, чтобы почва не расползался. Затем кладут коммуникации. Каждый уложенный слой поливают водой и известковым раствором. Бульдозеры перепахивают уложенный слой, после чего его снова утрамбовывают. Так удается предотвратить проседание дороги из-за испарения воды.
После этого кладут два слоя асфальта шириной 5-7 см каждый и только потом – стальную арматуру, которую заливают 30-сантиметровым слоем бетона от одного термического шва к другому – бетон должен быть монолитным.
Полную прочность он получает через 28 дней. После проходки укладыватель бетона рисует шероховатую поверхность, которая помогает сбегать воде во время дождя и повышает коэффициент сцепления колес автомобилей с дорожным покрытием. Иногда шероховатости сразу не делают, а нарезают их позже с помощью специальной машины.
Несмотря на сложность технологии, такая трасса имеет ряд преимуществ. Первая – долговечность: бетон выносливый к большим нагрузкам, перепадам температур и различному уровню влаги. Второе преимущество – простота эксплуатации: даже когда дорога требует ремонта, то он проще и дешевле, чем ремонт асфальтных дорог.
В зависимости от качества бетона и вариаций вложения дороги могут служить до 40 лет без капитального ремонта. В двух городах США – Хьюстоне и Далласе – есть залитые в 1960-х годах дороги, которые ни разу не ремонтировались, потому находятся в хорошем состоянии. Сейчас их исследуют с целью повышения качества прокладки новых дорог.
Опыт строительства бетонных дорог принимают Китай, Япония, Австралия, некоторые страны Европы. Украина тоже присоединяется к мировым тенденциям – обсуждение строительства бетонных дорог ведется в государстве с 2013 года. Тогда “Укравтодор” даже проводил научные конференции по “бетонных” инновационных технологиях.
В феврале 2015 года заместитель министра инфраструктуры Владимир Емельян заявил, что его ведомство рассчитывает удешевить строительство дорог и увеличить их прочность за счет прокладки бетонных дорог. По словам чиновника, одно из главных преимуществ – использование отечественных материалов. “Асфальтовые дороги – это минимум 70% импортной составляющей, а в бетонных дорог пропорция будет зеркально другой”, – сказал он.
Эксперты отрасли говорят, что кроме сложности технологии есть еще проблема отсутствия оборудования для такого строительства. На его закупку или аренду нужен не один миллиард долларов, поэтому перспектива прокладки бетонных дорог – туманна.
Дороги и энергия солнца
Французы решили совместить приятное с полезным. Они разработали проект строительства автобанов из солнечных батарей, и правительство страны этот проект утвердило. До 2021 года фотоэлектрическими панелями будут покрыты 1 тыс км дорог Франции.
Разработчики объясняют скептикам, что технология максимально проста и эффективна. Дороги будут строить из панелей Wattway. Они имеют укрепленную конструкцию и фотоэлектрические блоки с тонкой пленкой поликристаллического кремния на покрытой смолой подложке. Толщина Wattway составляет всего 7 мм.
Главные преимущества этих путей – генерирование энергии, большая износостойкость, автоматическая адаптация к изменению температур. Такая дорога выдержит без деформации вес до 115 тонн, поэтому ее не разрушит даже тяжелая фура.
Проект обеспечит энергией 5 млн человек или 8% населения Франции. По расчетам авторов, “солнечные” дороги будут заняты автомобилями только 10% времени, причем лишь 20 кв. м. покрытия обеспечат электричеством одну семью.
Также исследователи отмечают максимальную экологичность таких дорог, что в перспективе будет способствовать улучшению климатической ситуации в мире.
В 2010 году аналогичный проект начали разрабатывать американцы Джулия и Скотт Брюсоу. Их превосходная разработка предусматривает покрытие всех национальных дорог солнечными панелями. Проект уже продвинулся к созданию промышленных образцов, поэтому есть все шансы реализовать его несмотря на критику многих экспертов.
В Украине такие проекты даже не рассматриваются, тем более в национальных масштабах. Как заявили в “Укравтодоре”, “о прихоти никто не думает”. Остается надеяться, что западные страны докажут эффективность проекта и убедят украинских чиновников, что это не излишество, а будущее.
Источник: politica-ua. com по материалам Finance.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.