Что поможет восстановлению рынка металлоконструкций и быстромонтируемых зданий

Ситуация на рынке напоминает «дно»: если в 2012 г. в стране насчитывалось 10 предприятий с ежегодным выпуском свыше 5000 тонн конструкций – то в 2015-м таких осталось только два
1959 28.03.2017 в 08:06



Рынок быстромонтируемых зданий (БМЗ) из металлоконструкций начал развиваться в Украине с начала 2000-х гг. Основной причиной стал постепенный выход экономики страны из кризиса 1990-х, когда активизировались строительство, АПК, торговля и другие традиционные потребители таких сооружений. В 2006-2007 гг. отечественный рынок БМЗ ежегодно рос на 40-50 % и к 2008 г. достиг 1,5 млн кв. м «годовых», или 340 млн евро. Но после кризиса 2008-2009 гг. начался спад, усилившийся с 2014 г.

В первый военный год сокращение составило 15 % (до уровня в 850 тыс. кв. м), а в 2015-м рынок сузился еще примерно на 20 %, гласят обобщенные цифры минэкономразвития. Зато операторы констатируют рост по итогам 2016 года – порядка 10 % (до 750 тыс. кв. м), пропорционально общей активизации строительства. В 2017-м ожидается дальнейший рост на 10-15 % из-за продолжения восстановительной динамики в строительстве, промышленности, позитивных параметров АПК, пишет портал «ДЕЛО».

Базовые параметры

Основные признаки, позволяющие отнести строение к быстро монтируемым зданиям:

- унифицированное проектное решение, адаптированное под технологию завода-изготовителя конструкций;

- максимальная заводская готовность отдельных конструктивных элементов;

- отработанные на практике методы монтажа.

Технология каркасных БМЗ дает возможность создавать объекты со следующими характеристиками: площадь – до сотен тыс. кв. м; высота внутренних помещений – до 10-12 м; большие внутренние пространства без несущих конструкций (при металлическом каркасе), типовая сетка колонн 12х24 м, возможны безопорные пролеты до 48 м. В среднем БМЗ общей площадью 1000 кв. м силами бригады до 10 чел. монтируется менее 1 мес., площадью около 4000 кв. м – 3-4 мес., 6000 кв. м – 4-5 мес.

Чаще всего БМЗ используются при строительстве коммерческой недвижимости (склады, торговые объекты и др.), в АПК, а также в промышленности.

Иностранные инвесторы построят в Украине два завода стройматериалов

В рыночной структуре много лет доминирует коммерческая недвижимость. А вот складской сегмент, который активно развивался после 2008 г., был быстро потеснен сельским хозяйством. Оно показывает неплохие результаты вопреки всем кризисам и событиям, отмечает начальник отдела маркетинга Светловодского завода быстромонтируемых зданий ОДО «Объединение Днепроэнергостройпром» Ирина Дидух. Промстроительство напрямую зависит от развития важнейших отраслей промышленности: ГМК, машиностроения, химии, пищепрома. Они в последние годы были не в лучшем состоянии.

На украинском рынке есть как внутренние производители, так и известные мировые марки. К первым относятся такие ведущие компании, как холдинг «Укрстальконструкция», Житомирский завод ограждающих конструкций, «Мастер-Профи-Украина» (г. Днепр), «Металлист-Стройметаллконструкция» (г. Харьков), Светловодский завод БМЗ, «ПСМ-Профиль» (г. Полтава). А импорт представлен марками Llentab, Lindab, Pruszynski, Ruukki, Zeman и др. Еще до кризиса-2008 внутренние производители занимали не менее 75 % рынка в денежном выражении, напоминает директор «Ллентаб Украина» Константин Иванов. Затем некоторые игроки начали сходить с дистанции, не выдерживая конкуренции в условиях ухудшившейся конъюнктуры. «Сохранить позиции удалось предприятиям с большим рыночным опытом, предлагающим качественный продукт и имеющим хорошую репутацию у заказчиков, – продолжает Иванов. – Также неплохи дела у тех, кто научился работать на экспорт, особенно с Европой. Те же, кто не специализировался именно на БМЗ, потеряли позиции».

Эксперты выделяют среди участников рынка еще две группы. Первак – кустарные бригады, выполняющие строительство небольших объектов. Вторая – машиностроительные, металлургические и др. промкомпании. Но их цеха либо удовлетворяют собственные потребности предприятий, либо являются результатом их перепрофилирования (пример – т.н. экспериментально-механические заводы).

Рыночные факторы

Сейчас ключевым конкурентным преимуществом на рынке называют способность поставщика предоставить комплектное решение от проектирования до изготовления и монтажа. Кроме очевидных плюсов (общие сроки выполнения, организационные трудозатраты и др.), комплексная поставка увеличивает итоговое качество строения – единого подрядчика проще контролировать, говорит Иванов.

И, конечно, имеют значение цены.

С началом экономического кризиса в 2014 г. значение этого фактора усилилось ввиду дефицита средств у заказчиков. Недобросовестные игроки демпингуют, закупая б/у металл и профнастил, либо используя материалы с поддельными сертификатами качества. В результате предлагают цены, за которые принципиально нельзя изготовить качественные конструкции.

В Украине выросла стоимость строительно-монтажных работ

Объем поставки легких металлоконструкций, например для не самого крупного торгового объекта составляет 2-3 тыс. тонн, которые должны быть отгружены за несколько месяцев. Только крупные участники рынка могут гарантировать своевременное выполнение подобного заказа. Наряду с этим подорожание коммунальных услуг усиливает значение такого фактора, как эксплуатационные характеристики объекта – стоимость отопления или, наоборот, охлаждения, отмечает Иванов.

Сейчас заказчики все чаще выбирают БМЗ на стальном каркасе. Хотя еще в 2013-14 гг. соотношение стальных и железобетонных БМЗ составляло 1:4, уточнил на V Национальной конференции участников рынка стального строительства директор «Раута Групп» Андрей Озейчук. Кроме того, БМЗ часто возводятся с привязкой к назначению будущего здания, поэтому все шире используются металлоконструкции, которые позволяют создавать индивидуальные проекты, соответствующие всем пожеланиям заказчика.

Сегмент металлоконструкций

Если отдельно рассматривать рынок металлоконструкций, то он в Украине сокращался с 2013 г. В том числе в 2015 году снизился на 24,5 % до 65 тыс. тонн, из которых 63 тыс. тонн поставили внутренние производители. В 2016-м, по предварительным оценкам, рынок восстановился примерно до 70 тыс. тонн на фоне общего оживления строительных работ. Тем не менее, общая ситуация пока что напоминает «дно». Если в 2012 г. в стране насчитывалось 10 предприятий с ежегодным выпуском свыше 5000 тонн конструкций – то в 2015-м таких осталось только два. На сегодняшний день 63 % отечественного производства приходится на мелких операторов с годовым объемом менее 2000 тонн. Понятно, что это ухудшает общее качество рыночного предложения. Безусловным лидером остается холдинг «Укрстальконструкция» с пятью заводами и вертикальной интеграцией в сторону проектных и строительных работ. Уточним, кроме составных частей зданий (90 % рынка), рынок «всех» металлоконструкций включает резервуары (10 %) и элементы мостов (0,7 %).

В такой обстановке производители попытались переориентироваться на экспорт, рассказала директор по развитию Украинского центра стального строительства (УЦСС) Татьяна Колчанова. Но и здесь это лишь частичная компенсация: если в 2013 г. за рубеж было продано 18 тыс. тонн, то уже в 2014-м показатель обвалился до 7 тыс. тонн. В 2015-м он восстановился до 9 тыс. тонн, а в 2016-м – примерно до 9,3 тыс. тонн. С закрытием рынка России главным экспортным вектором стал Запад.

Приоритеты экспорта в тоннаже остаются нестабильными: в 2014 г. это была Нигерия (40 %), в 2015 г. – Британия (38 %), в минувшем году – Израиль (32 %).

Сертификацию строительной продукции адаптируют под европейские стандарты

Вместе с тем, обратим внимание на 2-е место экспортного рейтинга-2016, которым стала Польша (26 %). Украинские производители рассчитывают закрепиться здесь и уже имеют позитивный опыт, констатирует гендиректор «Укрстальконструкции» Владимир Носов. По его словам, емкость польского рынка – 1,5 млн тонн/год, и он способен легко проглотить все, что может предложить Украина. Поляки в целом лояльно относятся к отечественным компаниям. «Самый простой вариант выхода в Польшу (при наличии европейских сертификатов на сварочные и другие работы при изготовлении металлоконструкций) – кооперация с местными производителями, которые охотно идут на это, поскольку украинские площадки способны производить конструкции мирового качества по ценам ниже европейских. Важно убедить поляков в точности выполнения заявленных сроков, потому что в ЕС этому придают огромное значение. Можно выходить и напрямую на генподрядчиков; как правило, контракты с ними предусматривают и монтаж, поэтому есть смысл сразу готовить комплексные предложения», – рассказывает топ-менеджер.

Прогнозируется, что после 2017 г. динамика сегмента металлоконструкций (и их экспорта) будет приблизительно пропорциональна темпам роста общих объемов стройработ. То есть может выйти на восстановительный уровень в +10 %. А значит, в ближайшей перспективе национальный рынок металлоконструкций, как и рынок БМЗ, будет постепенно приходить в себя от провала 2014-15 гг. Этому поможет, например, мостостроение, имеющее шансы вернуться к жизни, акцентирует Носов. Дальнейшее же восстановление и развитие зависит от способности всей экономики Украины к устойчивому ренессансу в 2018-19 гг. и далее со скоростью хотя бы в 4-5 %. Это сформирует инвестиционный спрос на строительство, неуклонно повышая потребность в различных строительных конструкциях.

Источник: delo.ua

 
Интересные новости:
27.03.2017
1786
Среди них мост через Русановский пролив, путепровод на Одесской площади и путепровод через ж/д пути ...
27.03.2017
1518
В Украине около 170 тыс. км дорог, из которых более 90 % не ремонтировали около 30 лет, и они д...
24.03.2017
1312
Наразі частка відновлюваних джерел енергії у національному виробництві електроенергії все ще незначн...
12.11.2019
698
На початку листопада набрав чинності закон «Про внесення змін до деяких законодавчих актів Укр...
10.10.2019
4628
На стройках страны ощущается острый дефицит рабочих рук, не хватает специалистов практически по всем...
09.10.2019
1451
Назначение Александра Ткаченко на должность главы Киевской городской государственной администрации, ...