Как 17 млрд гривен могут избавить Украину от бездорожья

Почти половина украинских дорог рискуют стать непроездными в ближайшие два года

1138 13.03.2017 в 07:14


Если не выделять деньги на ремонт дорог, то через два года непроходимыми станут 45 % всех украинских трасс, подсчитали во Всемирном банке. Идти на такой эксперимент Укравтодор не намерен. Там разработали два плана реконструкции дорог, разница между которыми состоит в уровне финансирования. Согласно первому варианту на реконструкцию пойдет 5,3 млрд гривен. Второму – 17 млрд гривен. Реализация второго сценария напрямую зависит от Нацбанка и Кабинета Министров. Сейчас правительство ведет переговоры с центробанком о реструктуризации правительственного долга перед НБУ, который планируется не погашать, а направить средства на ремонт дорог, пишет РБК-Украина.

На разных скоростях

Протяженность самых главных украинских магистралей составляет 20 тыс. км. Недавно проведенное Всемирным банком их исследование показало, что в 2016 году 16 % этих трасс находились в неудовлетворительном состоянии. Однако их состояние может ухудшиться уже в ближайшие годы. Эксперты ВБ прогнозируют несколько вариантов развития ситуации. В случае самого пессимистического – полное отсутствие денег на ремонт основных дорог – уже в 2019 году в неудовлетворительном состоянии окажутся 45 %, то есть почти половина основных магистралей Украины.

Такой сценарий маловероятен, поскольку парламент ежегодно выделяет финансирование в несколько миллиардов гривен на украинские дороги. По расчетам экспертов ВБ, если ремонт дорог, к примеру, будет финансироваться по 5 млрд гривен в год, то старение украинских автомагистралей замедлится – в течение 2017-2019 годов в неудовлетворительном состоянии окажутся 34 % дорожного полотна.

Во Всемирном банке посчитали, что для того, чтобы привести дороги в порядок, то в течение 2017-2019 годов ежегодно необходимо вкладывать в их ремонт по 32 млрд гривен. В таком случае показатели низкого качества трасс за три года снизятся с 17 до 2 %.

Катастрофическое состояние украинских дорог признают и в Государственном агентстве автомобильных дорог (Укравтодор). «Если в 2005 году в Украине ямочный ремонт необходимо было ликвидировать на 1,8 млн квадратных метров дорог, то уже в 2017 году этот показатель увеличился до 16 млн квадратных метров», – рассказал советник председателя Укравтодора Сергей Хижняк.

Тендеры на ремонт дорог будут проводить на основании средней цены

При этом, по его словам, с 2013 года из-за нехватки финансирования Укравтодору не удается справиться с полной ликвидацией ям. «Если в 2013 году ведомство не смогло ликвидировать ямы на 0,3 млн квадратных метров, то уже в 2017 году, если не направить дополнительное финансирование, Укравтодор не сможет справиться с 6,6 млн квадратных метров ям», – уверен Хижняк.

Как рассказали в Укравтодоре, сейчас у ведомства есть два плана финансирования дорожных работ в 2017 году – текущий и оптимистический. Согласно первому, Укравтодор получит в этом году из госбюджета около 17 млрд гривен. Из них 7 млрд гривен необходимо будет направить на выплату банковских кредитов, около 1 млрд гривен уйдет подрядчикам за выполненные в предыдущие годы дорожные работы. Из оставшихся 8,8 млрд гривен Укравтодор планирует 2 млрд гривен потратить на ямочный ремонт, а еще 1,5 млрд гривен – на безопасность и эксплуатацию дорог (уборку снега, нанесение разметки и прочее). В итоге, собственно, на реконструкцию дорог останется только 5,3 млрд гривен.

«Этой суммы хватит только на то, чтобы отремонтировать около 700 километров дорог, а остальные дороги поддерживать в проездном состоянии за счет аварийного ямочного ремонта», – говорит Сергей Хижняк.

Директор национального секретариата международной организации по прозрачности строительства CoST Наталия Форсюк говорит, что за 5,3 млрд гривен Укравтодору в лучшем случае в 2017 году удастся отремонтировать примерно 1,8 % от общей протяженности дорог государственного значения. В частности, Укравтодор намерен отремонтировать отдельные участки дорог трасс Житомир – Винница, Тернополь – Дубно, Житомир – Черновцы, Киев – Чернигов, Сумы – Полтава, Харьков – Охтырка и т.д.

Но в Укравтодоре рассчитывают, что им удастся реализовать второй, оптимистический план, который предусматривает дополнительное финансирование дорожного хозяйства в размере 17 млрд гривен. Почти все средства пойдут на текущий средний ремонт дорог. В Укравтодоре пояснили, что эти средства планируется получить за счет реструктуризации обязательств кабмина перед НБУ – всего 15 млрд гривен. Еще 2 млрд гривен Укравтодор планирует получить в рамках реструктуризации облигаций, выкупленных государственными банками. В случае получения этих средств, Укравтодор сможет отремонтировать в этом году почти в три раза больше дорог, чем предусмотрено в планах на этот год – около 2,2 тыс. км.

В пресс-службе НБУ подтвердили, что сейчас ведутся переговоры между Нацбанком и минфином о реструктуризации облигаций внутреннего госзайма, которые находятся в портфеле центробанка. При этом в НБУ уточнили, что они не определяют расходы, которые могут быть профинансированы за счет высвобожденных средств.

Советник председателя Укравтодора Александр Кава отмечает, что для начала ремонта дорог достаточно уже заложенных средств в госбюджете. «Для того чтобы эффективно использовать деньги НБУ, решение о выделении этих средств необходимо получить в течение месяца-полутора. В противном случае мы не сможем их полностью потратить, поскольку сезон ремонтных дорог в Украине очень короткий – до середины осени», – говорит он.

«Укравтодор» анонсував початок будівництва північної об’їзної дороги Львова

Но существует серьезный риск, что в последний момент правительство изменит назначение реструктуризированных денег. «Если эта сумма для дорог не прописана в общем фонде госбюджета, то правительство, как показывает практика предыдущих лет, может в последний момент направить данные деньги на другие, более срочные цели», – считает эксперт транспортного рынка Олег Островерхий.

Эти деньги, если и появятся у Укравтодора, то не раньше середины года. «Сначала должно появиться распоряжение правительства с расписанием этих денег по статьям и объектам. Кроме того, необходимо согласовать данный перечень с комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета. Потом у Укравтодора некоторое время займет оформление бюджетных паспортов и проведение подготовительных работ, – говорит эксперт. – Единственный плюс в том, что Укравтодор уже начал проводить тендеры по работам за счет реструктуризированных средств. Но все равно, начало работ придется на осень. А осенью и зимой выполнить работ в 1,5-2 раза больше, чем выполняется в течение целого строительного сезона в последние годы на 6-8 млрд гривен, нереально», – объясняет он.

От Ковеля до Ягодина, и далее везде

Александр Кава говорит, что при составлении оптимистического плана по ремонту трасс Укравтодор заложил новый принцип модернизации дорог – не отдельных участков, а целых направлений, которые можно было бы отремонтировать за несколько лет. «Новый подход подразумевает под собой системность в ремонтах – мы хотим связать между собой областные центры и выходы на международные направления», – говорит он.

Примером такого подхода в Укравтодоре называют трассу Львов – Луцк, ремонт которой планируется завершить в этом году. Также в ведомстве предлагают провести модернизацию дороги Луцк – Владимир-Волынский, которая предполагает выход на контрольно-пропускной пункт Устийлуг. При этом работы на участке дороги от Владимир-Волынского до КПП будет осуществляться за счет кредита, предоставленного польским правительством.

«Мы планируем улучшить качество дороги на участке от Ковеля до Ягодина там же в Ровенской области, – рассказывает Александр Кава. – Ягодин – это крупнейший контрольно-пропускной пункт в стране, который ежегодно обслуживает полтора миллиона автомобилей, из которых более 100 тысяч – это фуры. Также планируем ремонт дороги М-06 в районе юга Львовской области и севера Закарпатской области, дорог Ивано-Франковск – Черновцы, Ровно – Тернополь».

Укравтодор обещает заниматься ремонтом дорог и в других регионах страны. Так, в ведомстве намерены отремонтировать дорогу Житомир – Винница – Могилев-Подольский. «Сейчас из Киева основной транспортной поток на запад идет по трассе М-06. В Житомире одна часть потока делится и идет на Ровно – Луцк – Львов, вторая – на Винницу и дальше на Молдову и Румынию. Третья – на Хмельницкий и Черновцы. Поэтому мы решили ремонтировать эту дорогу», – продолжает Александр Кава.

На севере страны Укравтодор отремонтирует трассу, которая из Чернигова ведет на восток и юг страны. Это дорога, по которой идут экспортно-импортные перевозки из Беларуси в направлении востока Украины через КПП «Нови Ярыловычи» и «Три сестры». Дороги сходятся в Чернигове, а потом идут на Полтаву, Днепропетровск, Запорожье. «В центре и на юге планируем отремонтировать многострадальную дорогу Днепропетровск – Кривой Рог – Николаев, а также Кировоград – Николаев. Также будем заканчивать ремонт трассы Одесса – Рени. Кроме того, за счет отдельной бюджетной программы будем ремонтировать дорогу Решетиловка – Днепропетровск», – говорит Александр Кава.

Из Днепра в Киев построят двухуровневую магистраль

В юго-восточном регионе Укравтодор планирует направить 150 млн гривен на ремонт дороги Запорожье – Мариуполь. Раньше сообщение Украины с Мариуполем осуществлялось по трассе, проходившей через Донецк. Но после оккупации города, в Укравтодоре решили наладить сообщение с Мариуполем через Запорожье. После ремонта ей будет присвоен статус национальной автомагистрали.

Кроме того, в восточном регионе будет осуществляться ремонт трассы Харьков – Сумы, где помимо самой дороги будут отремонтированы и несколько мостов. Однако ремонт дорог будет осуществляться не только за счет госсредств, но и денег МФО. «В 2017 году будет продолжаться ремонт трассы Киев – Обухов, Киев – Белая Церковь. Также начались работы по строительству трех объездов вокруг населенных пунктов в Полтавской области. Кроме того, начнутся новые проекты с МФО – расширение обходной дороги вокруг Житомира, подготовка проекта по строительству 24-километрового северного обхода Львова, – говорит Александр Кава. – Вместе с тем нам придется заново проводить тендер для ремонта дороги Киев – Чернигов. Победитель предыдущего тендера не смог предоставить нам банковскую гарантию, которая является обязательным условием для начала ремонта дороги».

Впрочем, эксперты транспортного рынка сомневаются в том, что оптимистический план будет эффективным. Так, экс-директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок министерства инфраструктуры Роман Хмиль считает, что направив на дороги 17 млрд гривен, их качество не улучшится. «Из-за отсутствия полноценного весового контроля проезжающих по дорогам фур, низких штрафов за подобные нарушения, а также отсутствия ответственности отправителей за перегруз фур, даже отремонтированные дороги за год-два будут разбиты. Пока в стране не будет введен жесткий весовой контроль, все ремонты будут фикцией. Причем чем больше денег выделят, тем больше можно будет украсть и сказать, что фуры все убили. Поэтому и невозможно требовать от подрядчика ремонта дороги гарантию в 5-10 лет», – отмечает Роман Хмиль.

Но министр инфраструктуры Владимир Омелян заверил, что его ведомство усиливает работу по весовому контролю. «Ведем работу с областями, чтобы они закупали стационарные автоматические весы. Такие комплексы будут обязательно на всех новых дорогах. Кроме этого, 6 марта Государственная служба по безопасности на транспорте объявила тендер на закупку 78 мобильных габаритно-весовых комплексов через систему ProZorro», – рассказ он.

Кроме того, у экспертов вызывает сомнения необходимость направить все деньги именно на средний, а не капитальный ремонт. «Текущий средний ремонт не решит проблему нынешнего состояния дорог. Ведь мало выровнять покрытие, которое предполагает средний ремонт. Дороги Украины нуждаются в капитальном ремонте, цель которого не только сделать ровной дорогу, но и усилить саму ее конструкцию, и соответственно заложить более долгий срок эксплуатации автодорог», – рассказывает Наталия Форсюк.

По ее словам, автомобильная дорога – сложное инженерное сооружение, которое требует определенного комплекса мер для поддержания в работоспособном состоянии в течение всего жизненного (межремонтного) цикла. «И если какое-то из этих мероприятий пропустить или затянуть с его выполнением, то получим лавинообразное нарастание дефектов и разрушений. То есть, если вовремя не залатать злополучную выбоину за условную тысячу гривен, то через полгода-год на ремонт может не хватить и миллиона», – заключает Наталия Форсюк.

Источник: daily.rbc.ua

 
Интересные новости:
09.03.2017
1398
Без фінансової допомоги та політичної підтримки «Охматдит» можуть будувати ще не од...
09.03.2017
3101
Директор OLX Сергей Гапоченко рассказал об особенностях продажи недвижимости через интернет и конкур...
07.03.2017
2647
Большая часть жилья в пригороде столицы относится к мало- и среднеэтажной застройке...
12.11.2019
697
На початку листопада набрав чинності закон «Про внесення змін до деяких законодавчих актів Укр...
10.10.2019
4625
На стройках страны ощущается острый дефицит рабочих рук, не хватает специалистов практически по всем...
09.10.2019
1449
Назначение Александра Ткаченко на должность главы Киевской городской государственной администрации, ...