Главный архитектор Киева: «Я рад скандалу вокруг Андреевского спуска»

Александр Свистунов рассказал, что планирует менять в городе, как относится к театру на Подоле, и что собирается делать с Крещатиком

2659 23.12.2016 в 08:16



Главный архитектор Киева Александр Свистунов рассказал «Вестям», что планирует менять в городе, как относится к творениям своего учителя Бабушкина и театру на Андреевском, а также о том, что собирается делать с Крещатиком.

Александр Викторович, скандал вокруг Андреевского спуска продолжается. Так, глава департамента культуры КГГА Диана Попова заявила, что киевляне консервативные и воспринимают только подделки «под старину», что не соответствует мировым трендам, потому что нигде не бывают.

Ситуация сложилась очень интересная, и я даже искренне рад.

Рады скандалу?

Я рад, что таким образом вскрылась проблематика в Киеве. Рад, что наконец-то проектанты, застройщики поймут, что нужно проходить всю процедуру, предусмотренную законом, от начала до конца, что невозможно двигаться дальше, если мы не будем учитывать мнение киевлян или вообще общественности. И особенно в таких резонансных местах, как Андреевский спуск. Потому что раньше, когда в департаменте были все полномочия, мы проводили градсоветы, проходили общественные слушания, где авторы проектов должны были рассказать о своих идеях, показать, объяснить и доказать профессионалам, что проект не только соответствует всем нормам, но и не навредит городской среде. Сегодня градсовет, увы, носит лишь рекомендательный характер.

То есть скандал не стал неожиданностью? Когда вы ознакомились с проектом?

В августе 2015 года проходил градсовет, где был представлен проект театра. К проекту был сделан ряд замечаний.

К тому времени проектом стал заниматься «Рошен»?

Да, показывали эту архитектуру, эти фасады. Все согласились, что масштаб по фасадной части, выполненной в старинном кирпиче, может оставаться таким. Он по своим пропорциям и объемам соответствовал Андреевскому спуску. Но у всех вызывала сомнения верхняя часть этого объема. Речь шла, чтобы изменить методы завершения этого объема. Также было рекомендовано провести общественные слушания, чтобы снять общественное напряжение и повторно пройти градостроительный совет.

Но автор проекта театра Олег Дроздов говорит, что ему его утвердил «Рошен».

Меня как киевлянина возмущает одно: нельзя заходить в город, не посоветовавшись с людьми и с профессионалами. У меня большая проектная практика за плечами, и я пережил достаточно непростых моментов с разными объектами. Поэтому я знаю, что все начинается с того, что выходишь, доказываешь общественности свою правоту. Ни разу я не говорил: «А я так вижу». Есть критерии работы архитектора.

Читайте все новости по теме: Театр на Подоле

Почему, на ваш взгляд, у бизнеса и политиков такой интерес к Андреевскому спуску?

Это интерес не только к Андреевскому, а вообще к историческому центру. Абсолютно все хотят, чтобы их инвестиции и вложения были максимально в исторической части города.

Так называемые понты для приезжих?

Да. Но мы в этом не уникальны – и за границей так же. Лондон, Париж, Вена – в центре стоят стекляшки. Можно назвать преемственностью поколений, а можно – желанием выделиться.

На Андреевском много домов исторической застройки в полуразрушенном состоянии. При этом часть из них – в частной собственности. У местных жителей складывается впечатление, что их умышленно разрушают, чтобы снести, а потом построить новый объект. Какие меры вы как главный архитектор намерены предпринять, чтобы сохранить исторический облик легендарной улицы?

Это общая тенденция не только Андреевского, но и всех домов в центре, которые были взяты частными структурами на реконструкцию. Без историко-архитектурного опорного плана, в котором будут определены исторические зоны, статусы зданий, все будет оставаться в таком состоянии.

То есть вы намерены принять документ, который защитит остатки нашего исторического наследия и поможет наказывать нарушителей?

Да. Документ, над которым уже давно ведется работа, уже на выходе. Он даст определения, что является предметом охраны – здание, территория, какая-то усадьба, комплекс зданий. 2017 год должен стать для города знаковым. Надеюсь, будет принят историко-архитектурный опорный план, затем генплан, создадим единые прозрачные условия для инвесторов и раз и навсегда защитим столицу от разрушений и хаотичной застройки. И главная цель – убрать ручное управление, возможность принимать решения по принципу «нравится» – «не нравится».

Но история последних лет показала, что нет никаких гарантий, что, несмотря на документы и запреты, не появится некий «Балабан», который плевать на них хотел и если решил сделать надстройку под самым носом у мэрии, то сделает, как в Доме профсоюзов.

Но город настроен решительно и выполняет данные обещания, и ведь снесли же, хотя это длинная история, до сих пор идут суды.

Вы тоже строили в центре, и без скандала не обошлось. Один из ваших проектов – отель «Интерконтиненталь» – в буферной зоне Софии. Вам ничего тогда не говорили?

На тот момент построить в центре Киева такой объект было сумасшедшим экспериментом. Все эти фасады обсуждались со всеми возможными институтами, плюс впервые в Киеве появился минус третий этаж. Это сегодня таким не удивишь, а тогда было экспериментальное строительство. В чем только нас не обвиняли. Но мы все фасады согласовывали с органами охраны культурного наследия. Я работал исключительно в том правовом поле, которое мне позволил Киев.

«Интерконтиненталь» вы делали в достаточно юном возрасте. Протекция бывшего главного архитектора Сергея Бабушкина, в мастерской которого вы работали?

Мне правда повезло с учителями: в институте им был бывший главный архитектор Киева Валентин Ежов, а в студенческие годы я начал работать с тогда главным архитектором Бабушкиным. У меня на сегодня 20 лет архитектурной деятельности. Хорошие учителя попадались и дальше. Например, я попал в проект «Укрреставрации» – реконструкция здания Премьер-Паласа, мы три года им занимались. Когда мы зашли на объект, там стена со стороны ул. Пушкинской была, как во время войны. Киевляне уже не помнят, наверное.

Помнят. Здания отеля и ресторана «Украина», которые там были, имели свой неповторимый колорит и шарм старого Киева. Ну и этаж достроили.

Да мы ни один фасад не разрушили. Только укрепили все фасады. Все бережно относились к городской среде.

Но при этом ваш учитель Сергей Бабушкин запомнился домом-монстром на ул. Грушевского, затмившим Лавру, стекляшками на Майдане, которые ему не могут простить уже 15 лет. А как вы относитесь к его проектам?

Хоть я и не причастен к этим объектам, но для меня это тоже уроки. А кто прав, были ли это градостроительные ошибки, фотографируются ли на фоне этих зданий люди – все это покажет время. Чтобы вы понимали, для меня не важны имена, для меня важны городская среда и объекты, которые вписались или не вписались. В архитектуре, как в медицине, главное – не навредить.

Некоторые ваши проекты тоже сопровождали скандалы, например, ТРЦ на Осокорках, где дошло до столкновений и кровопролития.

Этот объект мне как раз показал, что нужно доверять своей интуиции. Ведь заказчик всегда хочет все побольше. Изначально там было запроектировано трехэтажное строение, а впоследствии я убедил, что в той среде может быть здание только меньшей этажности.

Но потом скандал замялся, правда, заказчику это стоило места в списке в киевраду провластной силы. Как и пока улеглась ситуация вокруг ТРЦ на «Героев Днепра». А сколько вообще стоит замять архитектурный скандал?

Не знаю, не сталкивался.

Вам как главному архитектору предлагали когда-нибудь взятку?

Нет.

Слишком мало времени прошло?

А дело не во времени. Желание у людей не возникает. Так и напишите: Свистунову взятки не предлагать. Я за другим сюда пришел – защищать городскую среду и определить правила игры для застройщиков.

А каким вы видите будущее Крещатика? Будут ли реализованы проекты победителей Международного конкурса по реконструкции Майдана и увековечивании событий 2014 года? Что будете делать с Домом профсоюзов?

Улица Крещатик не просто улица Киева. Это главная улица страны, Майдан – главная площадь страны. И было бы странно и неправильно, что, заняв должность главного архитектора города, я бы вдруг встал и заявил: «А давайте снесем эти стекляшки, они не вписываются в дизайн Майдана, а давайте уберем стелу, вернем фонтаны». Я должен услышать месседжи общества.

Вы говорите, что вся Украина должна определять, как должны выглядеть Майдан, Институтская. Но процесс декоммунизации, инициированный минкультом, в итоге превратился в буффонаду.

Мне кажется, что мы напоминаем с вами людей, которые едут в купе и вываливают друг другу все, что у них накипело.

Просто, на мой взгляд, у главы департамента, отвечающего за городскую среду, должны быть свое мнение и видение.

У каждого есть свой функционал, и вопросами духовными у нас занимается минкульт, департамент культуры. Есть интернет-голосование, где киевляне могут выразить свою позицию. А я как киевлянин обязательно приму участие в таком обсуждении.

Читайте все новости по теме: Главный архитектор Киева

Источник: vesti-ukr.com

Интересные новости:
21.12.2016
1795
На аукціоні поставок електроенергії в Чилі «сонячна» електроенергія досягла найнижчої ці...
20.12.2016
2375
Строительство детских садов и школ – не проблема для застройщика, если город готов принять объ...
20.12.2016
1159
Этот займ должен обеспечить своевременное достижение ожидаемых результатов и эффективное улучшение и...
10.10.2019
4478
На стройках страны ощущается острый дефицит рабочих рук, не хватает специалистов практически по всем...
09.10.2019
1371
Назначение Александра Ткаченко на должность главы Киевской городской государственной администрации, ...
09.10.2019
749
На прошлой неделе Рада приняла в первом чтении проект Закона «Про город Киев – столицу У...