Повлечет ли отмена запрета на приватизацию дележ самых ценных госактивов

Верховная Рада приняла закон, который снимает запрет на приватизацию тысяч объектов по всей Украине. Повлечет ли это за собой масштабный дележ самой привлекательной госсобственности

610 04.10.2019 в 08:23



Продать собираються как минимум 500 объектов

В Украине дали официальный старт масштабной приватизации. На днях парламент принял законопроект 1054-1, который отменяет закон "О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации". Как указано в пояснительной записке, последний "утратил актуальность".

Напомним, в начале сентября, нарезая список задач для нового Кабмина и правительства, президент Владимир Зеленский, поручил Верховной Раде принять законопроект об отмене перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации до 1 октября, "назначив" отвественными председателя Рады Дмитрия Разумкова и главу фракции "Слуга народа" Давида Арахамию.

Парламент практически уложился в срок - закон приняли 2 октября.
Теперь остается еще часть Кабмина. Ему предстоит сформировать новый перечень "запретных" для инвесторов предприятий, и передать не менее 500 объектов в Фонд госимущества для малой приватизации через аукцион "Прозорро".

Срок - до 1 декабря этого года.

"Скоро мы согласуем список из 800 предприятий для передачи на приватизацию. Конечно, те предприятия, которые важны для государства, останутся в собственности. Но все остальное будет передано на приватизацию для привлечения инвестиций и экономического роста", - пообещал на своей странице в Facebook глава Минэкономразвития Тимофей Милованов.

Но закон вступит в силу на следующий день после публикации, а когда появится новый список от Кабмина и что в нем будет написано - пока неясно. В любом случае появляется "окно" около двух месяцев. И за это время можно быстро приватизировать очень многое, - пояснил "Стране" глава адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец.

С одной стороны, в Украине действительно немало государственных предприятий - более 3 тысяч. Причем, большинство из них, мягко говоря, не отличается особой эффективностью. И это главный аргумент сторонников большой приватизации.

Вместе с тем, на сверхприбыльную распродажу госактивов власти, похоже, не очень рассчитывают: в проекте бюджета на следующий год запланировано всего 5 млрд гривен. Это в 3,5 раза меньше, чем закладывали в последние годы (другое дело, что эти планы никогда не выполнялись) и, по-сути, равняется стоимости одного мало-мальски ценного актива. К примеру, "Центрэнерго" в прошлом году хотели приватизировать за 6 млрд.

"Это значит, что готовится некая гибридная приватизация. В итоге государство рискует потерять свои активы, но больших денег на этом не заработает", - считает Алексей Кущ.

"Страна" разбиралась как будут распродавать госимущество.

Что можно продавать

Закон, устанавливающий перечень не подлежащих приватизации объектов, был принят еще 1991 году, но в него регулярно вносились правки.

Последний раз список "запретных" для инвесторов активов отредактировали в прошлом году.

В итоге, в перечне осталось боле 300 госпредприятий, в том числе, шахты, порты, "Укрзализниця", "Укрпочта", госбанки и другие активы.

К примеру, в Донецкой области это шахты объединения "Дзержинскуголь", обогатительная фабрика "Дзержинская", научно-исследовательский институт горно-спасательного дела и пр., в Киеве - заводы "Генератор", "Радар", "Арсенал", "Киевприбор", Национальный выставочный центр, издательства "Веселка", "Днипро", "Либедь", "Пресса Украины".

В Днепропетровской - Южный машиностроительный завод, Павлоградский химзавод, КБ "Южное" и т.д.

В списке также важные стратегические объекты национального масштаба - морские порты, "Укрпочта", "Укрзализниця", "Ощадбанк".

Получается, что теперь никакие ограничения не действуют. По крайней мере, пока не появился список от Кабмина.

И первые наметки на приватизацию уже появились.

В частности, глава "Укрпочты" Игорь Смелянский на своей странице в Facebook написал:

"Инвестициям быть! Честно говоря, я не очень верил, что смогу доработать до этого дня, хотя привлечение стратегического инвестора в "Укрпочты" было одним из пунктов моей программы, когда я выходил на конкурс СЕО "Укрпочты". Сегодня, благодаря 250 голосам в Верховной Раде Украины за закон 1054-1 это стало возможным! И не только это, а и привлечение кредитов и продажа не нужных нам объектов типа баз отдыха и сортировок в центре городов профильным инвесторам. И пусть Алибаба (крупнейший китайский маркетплейс - Ред.), как инвестор Укрпочты или IPO Укрпочты пока вызывает скептические улыбки, нам не привыкать".

Рассчитывают на приватизацию и в банках.

"Меньше доли государства в банках. Принятие закона открывает возможности и для реализации стратегии Ощадбанка - в частности, возможности участия стратегического инвестора в нем. А там не за горами государство и вообще выйдет из капитала. И, надеюсь, и ПриватБанк станет частным, что предусмотрено и его стратегий", - отметила экс-корпоративный секретарь ПриватБанка и эксперт по банковской деятельности в команде Зе Виктория Страхова.

Она пояснила, что имела в виду не столько продажу госбанков, сколько инвестиции. К примеру, для Ощадбанка это сотрудничество с ЕБРР.

"Но и интерес частных игроков есть", - добавила она.

Министр инфраструктуры Владислав Криклий отметил, что "с перечня объектов исключили "Укрпочту" и "Укрзализницю". Это не значит, что их продадут с молотка, но это убедительные сигнал, что государственный бюджет может пополниться деньгами, а инвесторы получат возможность модернизировать предприятия".

То есть, ближайшие планы власти - не только полная, но и частичная приватизация, по которой могут пойти самые ценные "лоты".

"Стратегические объекты останутся с доле государства не менее 50% плюс 1 акция, но смогут эффективно работать над поиском стратегических инвесторов Кто знает может это будет один из самых больших e-commerce гигантов или финансовых организаций", - написал Криклий в Facebook.

В недавно презентованной программе Кабмина на пять лет есть пункт о создании некоего Фонда благосостояния, который возьмет в управление стратегические государственные предприятия.

"Создание Фонда позволит централизовать управление, повысить его эффективность, и обеспечить гражданам Украины адекватный уровень доходности их активов", — считают в правительстве.

Такая схема отчасти поясняет достаточно скромные приватизационные аппетиты властей — в проекте бюджета на следующий год от продажи госимущества запланировано получить всего 5 млрд гривен, что по-сути, равняется стоимости одного актива, а то и ниже.

Зе-приватизация

По мнению Алексея Куща, у Зе пытаются построить новую схему приватизации. "Под лозунгом либертарианства продвигается новая стратегия - не продать все, а построить некую гибридную схему", - говорит он. То есть, на госпредприятия либо пригласят неких "стратегических инвесторов, либо объекты раздробят, и продадут их отдельные части.

Игорь Смелянский, в частности, говорит о том, что "Укрпочта" сможет продать "ненужные" объекты типа баз отдыха и сортировок в центре городов. Тут впору вспомнить об идее продать здание Главпочтамта на Крещатике. В соцсетях Смелянского уже в шутку спрашивают "быть ли отелю на Майдане".

"Он просто продаст всю почту, целиком или кусками. Нам останется дырка от бублика", - опасается один из бывших топ-менеджеров госпредприятия Юрий Богданов.

По такой схеме в ход пойдут самые лакомые подразделения государственных компаний. А то, что останется, либо резко уменьшит свою рыночную стоимость, лито вообще впоследствие тихо умрет, - не исключают эксперты.

"К примеру, взять "Укрзализныцю". Вначале говорили о ее возможной продаже за миллиард долларов. Потом представили план реструктуризации, в ходе которой планируется разделить пассажирские, грузовые перевозки и инфраструктуру. Запустили частные вагоны, что привело к денежным потерям. Теперь "Укрзализниця" потеряет еще и на частной тяге. А отдельное подразделение по инфраструктуре позволит частникам получить в свое распоряжение еще и рельсы. Интересно, а как в такой ситуации будут существовать пассажирские перевозки, которые сегодня достигаются за счет грузового направления. Или мы будем платить за билет на поезд по цене авиаперелета", - отмечает Кущ.

Такие нюансы есть по большинству государственных объектов.

Скажем, Ощадбанк сейчас выполняет роль некоего "социального казначейства" - через него идут платежи населению плюс государство дает стопроцентную гарантию по вкладам. "Но останется ли эта гарантия после того, как там появится частный инвестор. И захочет ли последний тянуть убыточное "социальное направление", - говорит Кущ. У той же "Укрпочты" большое количество помещений в интересных для потенциальных инвесторов местах и т.д.

То есть, эти активы могут быть или выкуплены или же работать на определенные бизнес-структуры под эгидой "государственного партнерства".

"Скажем, то же "Центрэнерго" Игорю Коломойскому (его называют новым негласным куратором предприятия) в собственность не особо нужно. Компанию выгоднее использовать для получения дешевой электроэнергии для ферросплавных заводов, что, собственно, сейчас и делается. А если в уже существующим на предприятии схемам присоединить еще и госпрограмму поддержки углерода, которая позволит поставлять на "Центрэнерго" дешевый уголь, можно получить "дисконт" в 10-15 млрд гривен в год", - подсчитал Кущ. То есть, готовится банальное перераспределение активов пользу ФПГ. В итоге государство может потерять контре над наиболее ценными своими активами, но фактически ничего за это не получит, - считает Кущ.

"Обидно будет, когда и государственную собственность потеряем, и деньги проедим или потратим на уплату рекордных процентов по кредитам, под которыми подписывается власть", - говорит добавил Ростислав Кравец.

Alibaba и Илон Маск или Коломойский и Ко

Продать государственные предприятия по их реальной цене стратегическим иностранным инвесторам сейчас практически невозможно, - говорят эксперты. Во-первых, стоимость самих активов за последние годы заметно снизилась. Во-вторых, зарубежный бизнес, несмотря на приглашение Зеленского инвестировать в Украину, относится к нашей стране с опаской. И, как минимум, будет ждать как станут развиваться события дальше. Пока же тенденции в отечественной экономике и политическая составляющая не вселяют особого оптимизма.

"Ждать к нам ведущие мировые компании - это просто смешно. Это как история с перепиской прежнего Кабмина с Илоном Маском по поводу постройки гиперлупа", - иронизирует Алексей Кущ.

По его словам, несложно посчитать, какую сумму иностранцы готовы вложить в наши гособъекты.

"В государственный сектор всегда идет меньше денег инвесторов, чем в частный, так как последний более эффективен. У нас годовые прямые иностранные инвестиции составляют примерно 2,2 млрд долларов, и половина из них явно фиктивные (завод денег через офшоры украинских собственников - Ред.). То есть, остается немногим больше миллиарда. Из них на госактивы может пойти несколько сотен миллионов долларов. Чтобы продавать госкомпании по миллиарду долларов, как в свое время "Криворожсталь", нужно, чтобы прямые иностранные инвестиции вышли на показатель хотя бы в 10 млрд в год. А до этого пока далеко", - подытожил эксперт.

Так что скупать самые лакомые государственные активы будут украинские бизнесмены, а с учетом уровня коррупции во власти, который пока особо снизить не удалось, не исключено, что все самое ценное поделят между "своими" и с большим скидками.

Читайте также о том, что Верховная Рада приняла закон, отменяющий паевое участие застройщиков с 2021 года.

Интересные новости:
04.10.2019
970
Кабмин назначил временного исполняющего обязанности Государственного агентства автомобильных до...
04.10.2019
1928
Верховна Рада України ухвалила Закон «Про внесення змін до Закону України "Про будівельні норм...
04.10.2019
1083
Національне антикорупційне бюро за погодженням прокурорів Спеціалізованої антикорупційної прокуратур...
15.10.2019
702
Архитектурная студия Cutwork представила проект дома для беженцев, который можно собрать буквально з...
15.10.2019
605
Двое погибших и минимум 30 пострадавших – это результат падения высотного здания отеля в Новом...
15.10.2019
720
В "Укравтодорі" повідомили, що об’їзну дорогу Рівного - так званий Північний обхід -...