РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 38.800 EUR: 42.245
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 38.800
EUR 40.000 41.000 42.245
USD 38.750 39.050 38.800
EUR 42.200 42.649 42.245
Ми допрацьовуємо BuildPortal. Зовсім скоро він стане ще кращим!

Почему в Украине нет реальных изменений с переработкой отходов

В Украине недавно принята Национальная стратегия обращения с отходами, которая предусматривает увеличение переработки отходов. Заинтересован ли в этом бизнес и власти?
3541 08.05.2018 в 08:02



Европа все больше ужесточает требования по обращению с отходами. Недавно Европарламент принял законодательство, согласно которому до 2035 года на свалки должно попадать не более 10 % бытовых отходов.

Впрочем, на сегодняшний день некоторые страны ЕС уже достигли таких показателей. Это Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Нидерланды и Швеция. Так что закрепленные на уровне законодательства допустимые объемы – это скорее ориентир для других стран, которые должны равняться на лучший опыт и дотянутся до соответствующего уровня.

Нет сомнений, что именно так и будет. Ведь в Евросоюзе борются с тем, чтобы на его территории не накапливались горы отходов, комплексно, сообща. Европа сейчас совершенствует Директивы, многие из которых были приняты еще 10 лет назад. В частности, предотвращение образования отходов, их повторное использование либо переработку предусматривает директива об отходах 2008/98/EC, принятая еще в 2008 году.

В ЕС разнообразные стимулы для правильного обращения с отходами есть у всех – и у населения, которое экономит при сортировке отходов (за контейнеры для раздельного сбора заплатит производитель товаров в таре и упаковке), и у бизнеса, который получает вторсырье и производит из него новую продукцию и упаковку, включаясь таким образом в так называемую «Циркулярную экономику». Ведь преобладающая часть отходов может перерабатываться повторно – это и бумага, и стекло, и пластик, и резина, и дерево, и ткани...

Стоит отметить, что значительной мерой успехам Европы поспособствовало широкое внедрение практики расширенной ответственности производителя (РОП). Такая модель, которая применяется в большинстве стран ЕС, предполагает ответственность производителя за полный жизненный цикл произведенного продукта и тары или упаковки для него. Производители при этом делегируют часть своих обязанностей организациям, которые они, производители, создают, для выполнения норм утилизации, установленных Евро директивами и отраженных в локальных законодательствах.

К чему приведет запрет на захоронение непереработанных отходов

Такие организации за счет производителей осуществляют сбор отходов, их вывоз и дальнейшую переработку в сотрудничестве с органами местного самоуправления и компаниями, которые занимаются отходами на местах и выиграли конкурс на такую деятельность. Бизнес, объединенив усилия, финансирует создание таких компаний и их функционирование. Производители и импортеры продукции в упаковке делают соответствующие взносы для содержания таких организаций расширенной ответственности.

Чем занимаются организации расширенной ответственности? За счет производителей и импортеров товаров в упаковки, которые в соответствии с законом отвечают и за конец жизненного цикла своей продукции такие организации: устанавливают контейнеры для раздельного сбора бытовых отходов (в частности для отходов упаковки), оплачивают транспортировку раздельно собранных отходов на сортировочные линии, где они проходят досортировку, а также занимаются разъяснительной работой с гражданами.

При этом, как правило, собранное вторичное сырье становится собственностью таких компаний и его они по рыночной цене продают перерабатывающим предприятиям – картонно-бумажным фабрикам, стекольным заводам, предприятиям по переработке пластиков.

Как правило, таких организаций расширенной ответственности являются не прибыльными, то есть производители не получают никаких дивидендов от этой деятельности.

Система так называемой расширенной ответственности производителя функционирует в 25 из 28 стран ЕС, и распространяется на такие виды отходов как: отходы упаковки, вышедшее из обихода электрическое и электронное оборудование, батарейки, аккумуляторы, шины.

Например, в Германии на муниципалитеты была возложена ответственность за те отходы, которые переработке не подлежат, а на производителей – ответственность за отходы упаковки и тары, которые образуются в результате их деятельности.

Наиболее успешной страной с точки зрения внедрения принципа РОП является Чехия, где организация «ЕКО-КОМ» осуществляет сбор возвратной тары (например, пивная бутылка, которая может использоваться повторно до 11 раз) и переработки 80 % отходов упаковки. Это стало возможным внедрив раздельный сбор отходов в сотрудничестве с 6000 тысячами муниципалетов. При этом, благодаря прозрачности и подконтрольности системы, затраты в пересчете на одного жителя на внедрение и обслуживание данной системы наиболее низкие в сравнении с другими странами ЕС.

Как жители столичной xрущевки зарабатывают на сортировке мусора

В 2013 году был создан международный Альянс расширенной ответственности производителей (EXPRA). Эта некоммерческая зонтичная организация со штаб-квартирой в Брюсселе представляет интересы организаций расширенной ответственности производителей, которые созданы производителями и импортерами товаров в таре и упаковке и работают на не прибыльной основе. Организация способствует согласованию правил и процедур, существующих в разных странах, а также координирует действия членов организации.

Так, организации, которые входят в EXPRA и представляют 17 стран ЕС фактически обслуживают 200 миллионов населения и собирают для повторного использования либо переработки 19 миллионов тон упаковки в год! Этот объем упаковки не попадет на полигоны бытовых отходов, а послужит ценным сырьем для переработки.

В Украине тоже взяли правильный стратегический курс – недавно принятая Национальная стратегия обращения с отходами предусматривает увеличение переработки отходов. К 2025 году показатели переработки отходов упаковки должны достичь 60 %, а к 2030-му – 65 %. Стратегия должна быть подкреплена и соответствующим новым и четким законодательством.

Но, к сожалению, реальных изменений пока нет. Вероятно потому, что во власти нет действительно заинтересованых в том, чтобы полноценно наладить процесс, ужесточить контроль и т.д. Министерства кивают в строну местных властей, те жалуются на то, что финансовых возможностей для создания необходимой инфраструкуры у них нет и т.д. Получается какой-то замкнутый круг.

Бизнес же, производители и импортеры товаров в упаковке, действительно заинтересованы в организации сбора отходов упаковки, которые являются в основном нужным сырьем для перерабатывающих заводов. Многие компании, со штаб квартирами в Европе, знают, как эффективно, и с точки зрения сбора, и с точки зрения затрат, это работает там, и именно по этому хотят внедрить практику РОП и в Украине. Мы видим, что многие компании для своей продукции выбирают упаковку пригодную для переработки или повторного использования. Можно сказать, что бизнес уже готов к переходу к модели расширенной ответственности, не хватает только одного – нет соответствующего решения на законодательном уровне.

В то же время некоторые чиновники, политики и т.д. пытаются убедить нас в том, что на самом деле нам нужен другой путь. Мол, население все равно не готово к сортировке бытовых отходов, а бизнесу на данном этапе не выгодно запускать сортировочные линии. Как будто не замечая то, что многие уже самостоятельно организовывают сортировку и зарабатывают деньги на благоустройство многоквартирных домов, продав переработчикам маккулатуру или пластик. Что предприниматели, которые сортируют отходы, превращают в деньги все новые для себя виды отходов (например, использование древесины для производства пеллет). Что перерабатывающая промышленность недополучает вторсырье и вынуждена даже покупать часть такого сырья за рубежом.

Нас пытаются убедить в том, что Украине нужен путь проще – просто сжигать все отходы, поскольку переработка отходов в энергию более выгодный бизнес. Или же обложить производителей дополнительным налогом на утилизацию упаковки, причем целевое использование этого налога крайне сомнительно. Но в стране, которая не может похвастаться эффективной борьбой с коррупцией, такие модели никак не подходят.

Именно поэтому украинские производители надеются на то, что у нас будет принято соответствующее законодательство, где будут четко прописаны условия для организаций расширенной ответственности, где не будет места для коррупционных схем, а будет взаимовыгодная работа заинтересованного бизнеса, органов местного самоуправления и компаний, которые заняты в сфере услуг по обращению с бытовыми отходами.

Нет простых и быстрых решений в вопросе обращения с отходами, но есть проверенные, работающие механизмы, и один из них, позволяющий значительно сократить объем отходов поступающих на свалки за счет сбора всех тех отходов, которые можно перерабатывать – это расширенная ответственность производителя.

Анна Таранцова, глава рабочей группы по обращению с отходами Американской торговой палаты в Украине

Источник: Delo.ua 

 
 
Интересные новости:
16.03.2018
3307
Внедрение аукционов на квоты по продаже «зеленой» электроэнергии целесообразно после дос...
14.03.2018
2599
Проект закона №7084 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно объек...
12.03.2018
2588
Суд признал незаконным Детальный план территории Рыбальского острова. Решение может стать прецеденто...
16.01.2023
4857
Лев Парцхаладзе, президент КБУ розповів, чого слід очікувати від законопроєкту 5655...
20.04.2021
2654
Світовий бізнес вже не обходить питання безпеки, турботи про людей та охорони природних ресурсів...
04.03.2021
5912
Проект постанови Кабінету Міністрів України “Про внесення зміни до переліку видів продукції, щ...