РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 39.784 EUR: 42.312
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 39.784
EUR 40.000 41.000 42.312
USD 39.470 39.830 39.784
EUR 42.100 42.720 42.312
Ми допрацьовуємо BuildPortal. Зовсім скоро він стане ще кращим!

Украинский рынок заполонили некачественные стройматериалы

На сегодняшний день в стране сложилась парадоксальная ситуация: государство не контролирует качество строительства даже на тех объектах, которые финансируются за бюджетные средства
11078 19.04.2018 в 07:21



В Украине использование стройматериалов, не отвечающих требованиям безопасности и долговечности, стало нормой. Об этом заявили участники отраслевого совещания «Безопасность строительных сооружений: проблемы устаревшей нормативной базы и фальсификата в строительстве».

На сегодняшний день в стране сложилась парадоксальная ситуация: государство не контролирует качество строительства даже на тех объектах, которые финансируются за бюджетные средства. Вопрос обеспечения безопасности проектов вообще вышел из поля зрения госорганов.

Речь идет о значительных объемах средств. Так, в 2017 году объем капитальных инвестиций в строительство из государственного и местных бюджетов составил 23,5 млрд грн. Но насколько эффективными оказалось такое финансирование?

К сожалению, анализ, проведенный Офисом эффективного регулирования (BRDO), обнаружил серьезные нарушения. Например, львиная доля окон, установленных по программе теплых кредитов, вообще не решают вопросы энергоэффективности. В 2016 году по программе теплых кредитов государством было выделено 900 млн грн, в 2017 – 818 млн грн, на этот год запланировано выделение 400 млн грн.

Читайте: Безопасность сооружений. Готовы ли в Украине строить качественно? (Фото, видео)

«Около 90 % фирм, поставлявших товар и оказывавших услуги, ‒ это ФОП. С одной стороны, участие малого бизнеса, это хороший признак, с другой – практически отсутствует контроль качества. В 70 % случаев отмечено неудовлетворительное качество конструкций и монтажа», ‒ рассказала руководитель сектора «Строительство» BRDO Елена Шуляк.

Исполнительный директор Ассоциации участников рынка окон и фасадов Алексей Бубнов сообщил, что его ассоциация пыталась проверять качество в проектах, которые полностью финансировались за счет бюджетных средств, например, при замене окон в садиках или медучреждениях.

Эксперты прогнозируют дальнейшее повышение стоимости строительно-монтажных работ

«Самые массовые нарушения: продукция была вообще не маркирована, мы смогли провести идентификацию производителя только по косвенным признакам. То есть никаких гарантий по энергоэффективности дать нельзя. Но в четырех случаях оказалось, что проекты уже приняты заказчиком. Мы просим дать профильным ассоциациям право инициировать проверки по госзакупкам. Что касается обнаруженного при проверках фальсификата, мы предлагаем, чтобы государство его конфисковало», ‒ говорит Алексей Бубнов.

Но если качество окон касается вопросов энергоэффективности, то с электрокабелем, от качества которого могут зависеть жизни людей, ситуация близка к катастрофической. По оценке президента ассоциации «Укрэлектрокабель» Анатолия Пушкаря, около 70 % электрокабеля на украинском рынке – фальсификат.

«Кабель – самый опасный строительный материал. Яркий пример – трагедия в детском лагере «Виктория», где фальсифицированный кабель стал причиной пожара. В целом, сегодня около 12 % пожаров в стране возникают из-за кабеля. А фальсификата на рынке около 70 % – это реальные цифры. Наша ассоциация впервые начала инициировать возбуждение уголовных дел, идут судебные тяжбы по выявленным фактам, на объектах, в том числе введенных в эксплуатацию жилых комплексах, вырезают кабель и отправляют на экспертизу», ‒ сообщил Анатолий Пушкарь.

Глава КСУ Виталий Грусевич подчеркнул, что все эти печальные примеры – следствие попыток «оптимизировать» бюджет проекта. «Признаем: по большинству объектов, которые строятся за государственные или инвесторские средства, идет замена решений на более дешевые. Вместо насосных станций – насос, вместо радиаторов немецкого производства – турецкие. Если заказчик желает оптимизировать бюджет, проектировщики должны пересчитать таким образом, чтобы это происходило не в ущерб энергоэффективности и другим стандартам», ‒ подчеркнул Грусевич.

Участники совещания высказали общее мнение: необходимо срочно решить вопрос с рыночным надзором, вернуть эту функцию Государственной архитектурной строительной инспекции (ГАСИ) или передать ее другому госоргану. До 2020 года в Украине действует мораторий на проверки, однако даже если его отметить прямо сейчас, то рычагов контроля качества стройматериалов у Госархстройинспекции нет. Как рассказал директор департамента нормативно-правового обеспечения ГАСИ Сергей Шевченко, инспекция сможет действовать только через застройщиков.

В Украине в 2,5 раза уменьшилось количество контрафактного цемента

«Законодатель не установил никаких действенных мер реагирования, к примеру, штрафных санкций. По закону, заказчики и подрядчики обязаны использовать качественные стройматериалы, у них есть функция технического надзора, включая контроль качества стройматериалов. Мы лишь проверяем, как заказчики и подрядчики обеспечивают меры технадзора», ‒ пояснил Сергей Шевченко.

К сожалению, в самом Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ пока нет желания ужесточить контроль качества хотя бы для проектов, которые финансируются с привлечением госсредств. Хотя это общемировая практика: в мире подобным проектам уделяется больше внимания, предъявляются более жесткие требования как по материалам, так и по исполнителям, ведь на них идут средства с налогов; эти объекты проверяют до, во время строительства и после ввода в эксплуатацию.

«Надо более жестко прописывать сами требования процедур закупок, включая проверку соответствия. Но дополнительный мониторинг в течение всего проекта и после? Вряд ли. Тут вопрос щепетильный. Когда в целом по стране идет политика дерегуляции, упрощения давления на бизнес, то представьте, какое возмущение у предпринимателей вызовет, что их будут излишне, дополнительно проверять», ‒ считает замминистра регионального развития Лев Парцхаладзе.

Еще одна системная проблема – стремительно устаревающие строительные нормы и стандарты. Из 109 действующих государственных строительных норм (ГСН), 20 были приняты более чем 20 лет назад, 30 ‒ более 10 лет назад. За последние пять лет принято лишь 35 ГСН. Хуже дела обстоят со СНиПами: львиная их доля создана 30-40 лет назад, они устарели в части требований к безопасности, энергоэффективности и экологии, и нуждаются в скорейшем обновлении и гармонизации с законодательством ЕС.

Как подчеркнул исполнительный директор Украинского центра стального строительства Вячеслав Колесник, гармонизация законодательства – не формальность, но жизненно необходимый шаг для рынка. «Из-за проблем гармонизации отечественного законодательства с евростандартами, мы отстаем в проектировании по еврокодам в Украине. Подобные заминки препятствуют как привлечению международных инвестиций в Украину, так и выходу наших производителей на рынок ЕС», ‒ отметил Колесник.

Однако предусмотренных ныне государством средств недостаточно для постоянного обновления нормативной базы в строительстве. Для сравнения: в этому году Минрегион получил на эти цели всего 2,5 млн грн, что более чем в десять раз меньше, чем Укравтодор (35 млн грн) на аналогичные задачи.

Как выйти из ситуации с недостаточным финансированием изменения нормативной базы? Замминистра регионального развития Лев Парцхаладзе отметил, что Минрегион будет просить заложить в государственный бюджет на следующий год 30 млн грн. Также министерство ищет возможность получить финансовую целевую помощь от международных институций.

Доля импортных стройматериалов при строительстве жилья превышает 15-20 %

«Мы уже направили ряд писем во Всемирный банк и донорам. Также надеемся на участие бизнеса в разработке и гармонизации законодательства. Нам хотелось бы видеть содействие организаций и ассоциаций, которые представляют консолидированное мнение рынка», ‒ сказал Лев Парцхаладзе.

На отраслевом совещании даже прозвучало предложение ввести небольшую плату, например, 0,1 % бюджета проекта, которая пойдет именно на изменение нормативной базы. «На рабочей группе мы рассмотрим и это предложение, но в будущем нужно будет, чтобы такой вариант поддержали депутаты», ‒ пояснил Парцхаладзе.

По итогам отраслевого совещания было принято решение создать рабочую группу для планирования и системного пересмотра нормативной базы в строительстве. В состав группы войдут представители Украинского центра стального строительства, технических комитетов, профильных общественных организаций, бизнес-ассоциаций и др. По мнению Льва Парцхаладзе, к рабочей группе также должны присоединиться представители Министерства экономического развития и торговли (ему подчиняется Национальный орган стандартизации ‒ НОС).

Источник: ABCnews

 

 
 
Интересные новости:
18.04.2018
1721
КП «Плесо» объявило тендер на капитальный ремонт зданий и благоустройство территори...
18.04.2018
1830
Тендер на строительство транспортных развязок проводился в рамках реализации проекта «Улучшени...
18.04.2018
8637
В этом году запланировано почти 4000 проверок строительства объектов...
23.04.2024
1562
В 2024 році бюджет міністерства розвитку громад, територій та інфраструктури був скорочений на ...
23.04.2024
2619
Орієнтовний обсяг інвестицій становитиме 1,5 млн євро. Завод планують збудувати у Березані...
23.04.2024
3514
Для вирішення цієї проблеми існують два способи – або знайти ці мільйони робочих рук, або підв...