РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 39.586 EUR: 42.262
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 39.586
EUR 40.000 41.000 42.262
USD 39.420 39.830 39.586
EUR 42.150 42.750 42.262
Ми допрацьовуємо BuildPortal. Зовсім скоро він стане ще кращим!

Мнение экспертов о снижении в Украине акциза на б/у авто

Парламент на 2,5 года значительно снизил акцизный сбор при ввозе в страну бывших в употреблении автомобилей.
3663 01.06.2016 в 08:06

Вчера Верховная рада во втором чтении и в целом приняла законопроект №3251 – правки в Налоговый кодекс, касающиеся рынка бывших в употреблении транспортных средств. Документом предусмотрено многократное снижение акцизного сбора (в зависимости от объема двигателя) при импорте подержанных автомобилей в Украину до 31 декабря 2018 года, сообщает Forbes Украина. 

Целью законопроекта, согласно пояснительной записке, обозначено стремление стимулировать развитие авторынка в Украине и увеличить поступления в госбюджет за счет детенизации автомобильной отрасли.

Согласно закону, больше всего снижена акцизная ставка на ходовые малолитражки. Так, акцизный сбор при ввозе в страну легковушки с бензиновым двигателем объемом цилиндра 1-1,5 л будет снижен почти в 22 раза – до 0,063  евро за 1 куб. см. Более чем в 13 раз уменьшается акциз на дизельные автомобили с полуторалитровым двигателем – до 0,103 евро за 1 куб.см. В результате льготные ставки фактически стали идентичными акцизам при импорте в страну новых автомашин.

Снижение акцизов коснется автомобилей, выпущенных не ранее 1 января 2010 года. При этом ввозить в Украину по сниженным ставкам разрешается только один автомобиль в год, и то для собственных нужд. Если же такое авто будет продано в течение года, то его собственник (физическое или юридическое лицо) обязан будет оплатить в казну полную (прежнюю) ставку акцизного сбора. Закон должен вступить в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования.

Отраслевые эксперты считают, что данный закон задаст новый тренд на авторынке – в страну, как когда-то в 1990-х, массово хлынут подержанные автомобили. Крупные операторы рынка новых авто называют данную меру популистской и ожидают негативных последствий для индустрии в целом. Их прогноз – сокращение продаж новых автомашин на более чем 20% и уход с рынка некоторых дилеров.

Но есть и те, кто считает снижение ставок акциза правильным, но только при условии, что ввоз б/у иномарок будет жестко контролироваться фискальными органами.

Александр Тимофеев, генеральный директор «ABT Бавария» (официальный импортер BMW и MINI в Украине)

Весь мир довольно успешно торгует б/у автомобилями, и они выведены из тени. Этот сегмент рынка всегда был и будет больше, чем рынок новых авто. С одной стороны, в понижении акцизов нет ничего страшного – это нормально. С другой – это должно работать в нормальном правовом поле. Если будет соблюдаться таможенное законодательство, не будут специально занижаться цены на ввозимые автомобили, будут соблюдены все законы, тогда ничего страшного не произойдет.

К сожалению, по моему опыту, все, что у нас завозится не новое, ввозится по каким-то странным ценам. Поскольку наше правовое поле часто нарушается, граница открыта, контрабанда, как известно, идет, и по городу полно машин с европейскими номерами, потому что им разрешен временный въезд – в этой связи есть большой риск. Родина может недосчитаться налогов, а все остальное будет сломано и растоптано. Поэтому фискальным органам нужно достаточно жестко контролировать нормы закона. Если они будут соблюдаться, не думаю, что что-то закроется. Я не ожидаю большого всплеска б/у рынка, поскольку автомобили будут не совсем старые (согласно законопроекту, не старше 2010 года выпуска), и если они будут завозиться с соблюдением закона, их цена, в общем-то, не будет низкой. Рынок подержанных машин уже насыщен, и скоро перенасытится, и должен будет освежаться за счет новых иномарок. Так что последние все равно будут востребованы среди украинских покупателей.

Яна Миненко, генеральный директор «Renault Украина»

Закон значительно обрезает возможности для официальных продавцов новых автомобилей и повлечет негативные последствия для автомобильного бизнеса и рынка новых авто в целом. В развитие дилерской сети, в том числе строительство новых автоцентров, налаживание инфраструктуры и поддержку клиентов дилерская сеть «Renault Украина» за последние семь лет инвестировала порядка 30 млн евро.

Мы не поддерживаем такую инициативу, поскольку считаем ее популистской. Теперь встанет вопрос, как государство собирается контролировать поток подержанных автомобилей. Если контроль будет усилен, риск влияния на рынок новых автомобилей будет меньшим. Изначальный наш прогноз – падение рынка продаж новых автомобилей до 40% по итогам года от действия закона. Учитывая те правки, которые были внесены в закон во втором чтении, мы оцениваем падение рынка новых авто на 20%. Если посмотреть, например, на другие рынки, в той же Румынии авторынок достаточно либеральный, и государство уже более пяти лет пытается «фискализировать» поток б/у машин. Но, исходя из той информации, которой делятся наши партнеры, пока что это не получается. Ведь ни для кого не секрет, что при пересечении границы подержанным автомобилям значительно занижают стоимость. В нашей практике мы сталкивались с тем, что Renault Megane универсал 2011 года выпуска завозился за 24 000 гривен, что намного ниже его рыночной стоимости.

В этой связи новые акцизы могут стимулировать серые схемы импорта б/у автомобилей. Вопреки падению рынка новых легковушек в два раза за последний год спрос на автомобили не упал – он вырос за счет увеличения внутренних перепродаж: с 462 000 в 2014-м до 567 000 машин в 2015 году. Если в Украину будут завозиться подержанные автомобили по заниженным ценам, они автоматически понизят цену перепродажи машин на рынке, в результате владелец автотранспортного средства существенно потеряет в цене, и, скорее всего, уже не будет спешить продавать авто с целью покупки нового.

Олег Боярин, владелец компании «Еврокар» (выпускает автомобили Skoda)

Конечно, это негативно скажется на авторынке. Здесь вопрос в другом – в полном отсутствии понятной политики [с соблюдением законов] в этом направлении. Считаю это обыкновенным популизмом, не имеющим ничего общего с решением вопросов, заявленных в этом документе. Это не открытие рынка для торговли подержанными автомобилями, а попытка превратить рынок в свалку поддержанных машин.

Любая машина, произведенная в Европе и вывезенная через какое-то время, скажем, в Украину, пусть даже не выше трех лет с момента выпуска, вернуться обратно не может. То есть сама Европа делает все возможное, чтобы на ее рынок не импортировались ее же подержанные автомобили. Обещать что-либо без налогов всегда хорошо, только у людей нет возможности приобретать это.

По сути, закон касается очень узкого сегмента – премиальных брендов. Это решение вопросов для людей с высокими доходами, это не решение проблем обеспечения людей транспортом. Импорт дешевых [массовых] б/у автомобилей не будет иметь экономического смысла. Это касается исключительно дорогих машин. И сделано для «обедневших» олигархов. Зачем платить в стране налоги, если это можно решать совершенно по-другому? Плюс параллельно набирать зачетные баллы, вроде решается проблема населения.

Я бы хотел посмотреть, как этот закон поможет среднему классу. Мы вернемся в начало 1990-х, когда, по сути, были такие же условия. Вся страна, весь рынок превратится в приграничную торговлю, на границах с Украиной будут созданы площадки с подержанными автомобилями, и возникнет своеобразный автомобильный туризм. Все официальные импортеры и дилеры новых автомобилей, инвестировавшие в создание цивилизованной дилерской сети и организованного сервиса, в итоге будут существовать на грани выживания.

Мораторий на экспорт леса-кругляка: какова его роль в получении помощи от ЕС?

Петр Рондяк, председатель правления группы компаний «Виннер» в Украине, гендиректор «Виннер Импортс Украина»

Существенного влияния на авторынок эти инициативы не окажут. Согласно закону, одному физическому и юрлицу можно регистрировать не более одного автомобиля в год по льготным акцизным ставкам. Я думаю, что у украинских покупателей появится больше возможностей, поскольку автомобили можно ввозить не старше шести лет.

Будут ли люди массово покупать такие автомобили? Я не думаю. Мы считаем, что рынок новых автомобилей упадет в краткосрочной перспективе на 15-20%, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе он восстановится. Временно, возможно, это будет давить на дилеров, но не думаю, что это приведет к большим проблемам на рынке.

Впрочем, при определенных условиях – если украинская власть будет без коррупции, цивилизованно внедрять этот закон. Не допускать в страну ввоза автомобилей ниже нормы Евро 5, не допускать больше чем один автомобиль на физическое или юрлицо. А если будет коррупция и взятки на границе, и начнут привозить фуры по 20 машин, то это нарушение закона – и это другой вопрос.

Артем Ткаченко, член наблюдательного совета «ВиДи Груп» 

Документ, по сути, приравняли к акцизам на новые автомобили. Для некоторых дилеров это может стать последней каплей. Дилерское звено исключено из операций, они не смогут стать посредниками и работать на этом рынке. Воспользоваться этой возможностью [импортировать по новым льготным ставкам] могут физические и юрлица для личного пользования, и в течение одного года это транспортное средство нельзя продавать, а если хочешь продать – заплати прежний акциз. В результате ожидается по итогам года дополнительный импорт 20 000 подержанных машин.

Фактически одним законом нанесен двойной удар по автобизнесу. С одной стороны, дилеры не могут участвовать в торговле импортными б/у автомобилями, с другой – рынок просядет до 35-40 тыс. новых авто по итогам года, тогда как операторы строили планы, исходя из рынка в 60 000 новых иномарок. Кроме того, из-за притока поддержанных машин цены на внутренние перепродажи б/у авто, скорее всего, снизятся на 20-40% в зависимости от типа транспортного средства, что тоже негативным образом отразится на желании автовладельцев менять автомобиль на более «свежий».

Инициаторы преследовали цель помочь украинцам покупать дешевые автомобили, но никто не подумал, что в дилерском автобизнесе работает свыше 100 000 человек, часть из которых могут лишиться работы ввиду падения спроса на новые авто.


Источник: Forbes Украина
Автор: Андрей Леденев

 
 
Интересные новости:
30.05.2016
3265
Древний и в то же время современный Киев отмечает 1534-летие. Как преобразился, и чего добился Киев ...
30.05.2016
4371
Самая таинственная станция киевского метро — "Львовская брама" вот уже 20 лет и существует, и ...
27.05.2016
4928
Майское повышение коммунальных тарифов наверняка выльется в новый кризис неплатежей. Эксперты уже се...
23.01.2024
6246
Відтепер кожен може дізнатись вартість і періодичність техобслуговування будинкових газових мереж...
14.09.2023
4311
Читайте, що слід перевірити та які запаси радять зробити...