В Конфедерации строителей инициировали создание единой унифицированной разрешительной системы для строителей

Исполнительный директор Конфедерации строителей Украины Олег Ярошенко рассказал о реформировании и диджитализации разрешительной системы в строительстве
742 08.08.2019 в 08:36



Олег Павлович, в конце июня вы заняли должность исполнительного директора Конфедерации строителей Украины. Расскажите о первых шагах на этом посту.

Меня пригласили на эту работу, чтобы привлечь строительную общественность и участников рынка к его реформированию. За прошедших три года Минрегион наработал с разными офисами реформ очень много интересных изменений. Часть была принята законодательно, часть через постановления Кабмина, часть через приказы Минрегиона. В итоге Украина значительно поднялась в рейтинге Doing Business.

В Минрегионе наработали прекрасные процедуры, которые упрощают ведение бизнеса, но существующая разрешительная система все еще мешает участникам рынка работать. Ее пытались централизовать, поменять, даже создали электронный кабинет застройщика, но коррупционный пресс Госархстройинспекции остается настолько сильным, что некоторые застройщики и участники рынка жалеют о том, что начали свои проекты. С этой коррупцией мы не можем ничего сделать последние три года.

Во сколько оценивается коррупционная составляющая?

По оценкам наших экспертов, коррупционный рынок ГАСИ составляет примерно 1,5-2 млрд грн в год.

Как вы предлагаете решить существующую проблему?

Для преодоления основных вызовов существующего режима выдачи разрешений на строительство следует ввести интегрированную Единую унифицированную систему (ЕУС) разрешений и инспекций в строительстве. Эта система обеспечит прозрачный и доступный сервис инвесторам и Заказчику: от идеи до получения правоустанавливающих документов, включая непосредственно строительный цикл.

Расскажите подробнее об этой системе.

ЕУС должна базироваться на четырех принципах. Во-первых, возведение здания в Украине всегда должно проходить три этапа, каждый из которых выполняется в соответствии с отдельной лицензией или разрешением, выданным местной администрацией, например, департаментом строительства.

Такая децентрализация разрешительной системы позволит решить главную проблему — оставить в прошлом коррумпированный и волюнтаристский диктат ГАСИ, которая 70% предоставленных заявлений оставляет без рассмотрения. А это существенно снижает инвестиционную привлекательность, как Украины, так и непосредственно строительной отрасли.

Также, такой шаг будет способствовать широкому привлечению инвестиций именно в регионы, а не только в города-миллионники.

Во-вторых, для каждого этапа должны быть установлены понятные процедуры для обработки отдельного заявления, в результате чего будет выдаваться конкретная лицензия или разрешение. Мы считаем, что их должно быть не более трех для полного инвестиционно-строительного цикла.

Ключевые полномочия по проведению всех процессов должны находиться у подразделения местной администрации. Это подразделение должно обеспечить единое окно и единую площадку для взаимодействия с заявителями, оркестровку и мониторинг всех этапов с госорганами и частными компаниями, которые участвуют в процессе выдачи лицензий и разрешений. Таким образом, ЕУС значительно облегчит инвесторам прохождение всех согласительных процедур, то есть, условия ведения бизнеса.

В-третьих, каждая выданная лицензия или разрешение должны будут иметь уникальный национальный идентификатор, что позволит легко мониторить разрешительный процесс и обрабатывать конкретное дело отдельного строительного объекта всеми участниками ЕУС.

Все разрешения на строительство предлагают выдавать без участия чиновников

Каждая выданная лицензия/разрешение должны иметь срок действия, быть зарегистрированными в Едином реестре, который будет в открытом доступе для общественности.

Такой подход обеспечит возможность интегральной работы всех участников разрешительных процедур и сможет предупреждать задержку сроков и искусственных препятствий.

Каждый шаг в обработке приложений должен быть выполнен и введен в ЕУС своевременно. Сроки принятия решения (одобрение или отказ) должны быть четко определены законодательством. В случае нарушения, к нарушителям, как заказчикам, так и конкретным специалистам "согласователям", должны быть применены санкции: штрафы и отмена лицензий.

В-четвертых, для каждой процедуры должен быть установлен размер сбора, который будет осуществляется в электронном формате только через ЕУП. При этом, львиная доля доходов от сборов должна распределяться в конкретных пропорциях в местные, региональные и Государственный бюджет. Также, часть сборов надо направить на оплату непосредственно услуг как государственных, так и частных участников ЕУС.

Во сколько обойдется создание Единой системы?

Создание этой системы оценивается в сумму от 7 до 9 млн евро.

За чей счет она может быть создана?

Есть постановление Кабмина №153, которое позволяет привлекать средства доноров на проведение реформ. Поэтому мы будем предлагать сделать это за счет одной из международных финансовых организаций. Исполнителей будет, соответственно, выбирать она, прислушиваясь к рекомендациям рынка. А бенефициаром реформы будет Минрегион.

За сколько времени, по вашему мнению, можно ввести такую масштабную реформу?

Эта реформа требует создания новой законодательной базы. И Конфедерация строителей Украины готова стать центром общественного обсуждения этой реформы для формировании законодательных предложений и нормативных документов. В целом такую ​​мощную реформу можно провести, по моему мнению, в течение двух лет.

Отмечу, что ЕУП позволит вести дела как в бумажной, так и в электронной форме, чтобы обеспечить плавный переход от существующего режима выдачи разрешений на строительство.

Ранее мы писали о совместном заседании КБУ и BRDO на тему проблемных вопросов, которые возникают при использовании Закона Украины "Про публічні закупівлі".

Источник: abcnews
Интересные новости:
06.08.2019
6020
У вітчизняному нормативному полі, дотичному до будівництва та архітектури, досі зберігається безліч ...
08.08.2019
1087
Система «Прозорро» мала б покласти край дискримінації учасників і зробити проведення пуб...
13.06.2019
1938
Одна из составляющей тарифа — коэффициент класса грузов, который Украине достался в наследие о...