РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 39.586 EUR: 42.262
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 39.586
EUR 40.000 41.000 42.262
USD 39.420 39.830 39.586
EUR 42.150 42.750 42.262
Ми допрацьовуємо BuildPortal. Зовсім скоро він стане ще кращим!

Сможет ли Украина стать страной без барьеров – мнения экспертов

Ни один уважающий себя застройщик не строит здания без доступности маломобильных групп населения
2843 20.12.2018 в 10:16

Закон усилит ответственность застройщиков?

В начале декабря Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект № 7370 «О внесении изменений в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности», который предлагает ввести запрет на принятие в эксплуатацию вновь построенных объектов жилищно-коммунального и общественного назначения, если в них не обустроены средства доступности.

Однако сможет ли Украину по-настоящему безбарьерной страной, и как отразится этот законопроект на работе застройщиков? Ответ на этот вопрос искали видные украинские эксперты.






Дмитрий Васильев
главный архитектор компании АРХИМАТИКА


В Украине должно быть реальное безбарьерное пространство. Мы поддерживаем это решение. И требования к нему уже существуют. Они прописаны в ДБН В.2.2-17:2006, который действует с 2007 года. Пандусы, подъемники, доступ к лифтам, пониженные борты, беспороговые проходы — необходимые нормы в проектировании.

Непонятно, как могла возникнуть ситуация, в которой архитекторы все предусматривают в проекте, а кому-то удается строить здания и сдавать их в эксплуатацию без этих мероприятий. Это, наверное, вопрос не к законодательной базе и ДБН, а к выполнению и контролю этого выполнения.

Ни один уважающий себя застройщик не строит здания без доступности маломобильных групп населения. По крайней мере, в нашей практике мы не сталкивались с заказчиками, которые нарушают эти нормы.

Более важно что, одновременно с этим законопроектом, в Верховной Раде также признали, что у людей, которые на колясках, есть право передвигаться по тротуарам или велосипедными дорожками со скоростью пешехода.

В тоже время существуют парадоксальные нормы. Например, в ДБН В.2.2-9-2009 в пункте 7.6.4 установлено, что в каждом пожарном отсеке каждого общественного здания, высотой более двух этажей должен находиться противопожарный лифт для спасения маломобильных групп населения. Л

ифты должны выполняться в соответствии с НАПБ Б.01.007. При этом пользоваться в целях эвакуации лифтами запрещено. Действительно ли в каждом здании с площадью этажа, предположим, 100 кв. м нужен такой специальный лифт? Важно, чтобы правильный посыл и хорошие начинания не запутались в противоречивых решениях чиновников и научных сотрудников. 




Сергей Пузько
главный архитектор Urban Experts


В настоящее время действует ДБН В.2.2-17: 2006 «Здания и сооружения. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Это основополагающие нормы для доступности маломобильных групп населения (МГН), которые вступили в силу с 01.05.2007 г.

В них приводятся требования как к самим зданиям, так и к обустройству земельных участков, где учитываются разные виды тактильных средств на пешеходных путях; обустройство автостоянок; сооружения лестниц и пандусов, световой и звуковой информирующей сигнализации лифтов и подъемников; требования к световой применения отделочных материалов для организации путей эвакуации и пожароопасных зон.

Практическое действие этих норм, в принципе, соответствует требованиям времени, в частности ст. 9 Конвенции ООН о правах лиц с инвалидностью и постановлениям Кабинета Министров Украины во исполнение Указов Президента Украины относительно соблюдения прав лиц с инвалидностью на беспрепятственный доступ.

Добросовестные архитекторы и застройщики и раньше выполняли требования данных действующих норм в отношении маломобильных групп населения на собственных объектах градостроительства.

Думаю, что законопроект 7310 просто усилит ответственность застройщиков и заставит их еще более ответственно относиться к этому требованию не только в проектной документации, но и при реализации конечного продукта — объекта градостроительства и окружающей среды.

Кроме того, это будет хорошим инструментом для органов государственного архитектурно-строительного контроля при выполнении Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности и совершенствования государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности», Кодекса Украина «Об административных правонарушениях».

Хочу также подчеркнуть, что один из пунктов Закона позволяет обустраивать пандусы и другие средства доступности без оформления документов на землю, что очень актуально при реконструкции объектов. Естественно, при этом нельзя нарушать законные интересы и права собственников соседних участков, да и в целом градостроительного законодательства.

Те объекты градостроительства, которые сейчас находятся в стадии реализации и выполнены в соответствии с требованиями норм действующего ДБН В.2.2-17: 2006, пересогласовывать или менять не нужно, ведь «закон обратного действия во времени не имеет».

Очень полезным для всех сторон, задействованных при создании новых архитектурных объектов, будет новый ДБН В.2.2-40:2018 «Инклюзивность зданий и сооружений» (взамен старого ДБН В.2.2-17: 2006), который сейчас готовится. В нем, по замыслу авторов, дополнительно будут приведены все необходимые технические характеристики устройства элементов безбарьерности, а также конкретные визуальные примеры, как это нужно делать правильно, чтобы физически ними было удобно пользоваться.


Юрий Кватерчук

генеральный директор BD Holding

На сегодняшний день законопроект принят в первом чтении и на работу девелоперов и застройщиков сиюминутно не повлияет. Инициатива о обеспечении доступности для людей с инвалидностью очень верна и похвальна.

В основном новые жилые комплексы или отдельные дома обеспечены необходимой инфраструктурой доступности для маломобильных групп населения, но бывают исключения, на которые и направлен соответствующий законопроект. Роль данной нормы — превентивная, то есть, упреждать недобросовестных застройщиков от нарушения прав людей с инвалидностью.

Вопрос контроля качества решается просто — проект строительства, составленный в соответствии с законодательной и нормативной базой, следующий этап — технадзор и завершающий — госконтроль в лице ГАСИ.

Важным моментом есть также и то, что согласно этому законопроекту, упрощена процедура постройки пандусов и перилл в зданиях уже сданных в эксплуатацию без риска осуществления строительства на самозахваченных участках. Это позволит исправить ситуацию в тех местах, где есть нарушения, либо разрешить патовую ситуацию с выделением небольших земельных участков под строительство пандусов.

Что касается инфраструктуры, которой пользоваться невозможно, хоть она и построена, то согласно действующему законодательству, предусмотрена возможность подать жалобу в инспекцию Госархстройконтроля, поскольку требования к таким средствам выписаны в государственных строительных нормах и правилах.

Источник: Property Times

 
 
Интересные новости:
20.12.2018
2904
Зміни стосуються перепланування не тільки в приватних будинках, а й в квартирах багатоквартирних буд...
20.12.2018
3252
Пропонують також вдосконалити вимоги щодо ширини пішохідної та інших зон тротуару, визначити парамет...
17.12.2018
3089
Новий ДБН вже затверджений, буде опублікований найближчим часом та вступить в силу орієнтовно навесн...
24.08.2023
2065
Проектом наказу пропонується затвердити зміни, якими визначити особливості розроблення розділу або ч...
24.08.2023
1812
Встановлюються чіткі вимоги до проєктування та будівництва нових тунелів на дорогах та залізничних ш...
15.08.2023
3009
Документ встановлює чіткі вимоги до проєктування та будівництва нових захисних споруд, а також рекон...